Наш адрес: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п. Жудерский
 
 
 
 
 
 

Страничка логопеда

    Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

     В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи? 
    Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

     

    Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

    Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно. 
    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу.

    Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. 
    Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

    Пассивная гимнастика для пальцев рук.

    — Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц. 
    — При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. 
    — При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким. 
    — При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. 
    — Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения. 
    — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик. 
    — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. 
    — Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

    Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова. 
    Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. 
    Успехов вам, взрослые и дети!


    Как разговорить молчуна?

    Другие дети уже вовсю лопочут свои первые слова и предложения, а кое-кто уже и радостно декламирует немудреные стишки. И только ваш ма-лыш попрежнему предпочитает помалкивать. Как правило, до поры-до вре-мени родители не сильно тревожатся по этому поводу. Ведь в остальном, вроде бы, все в порядке. Ребенок растет умненьким, постоянно чем-то занят, с увлечением играет. Придет время – заговорит.

    В большинстве случаев, конечно, так и случается, и стоит молчуну справить свой двухлетний юбилей, как он начинает говорить: уверенно, бойко, сразу целыми предложениями. Но бывает, что речь идет о чем-то более серьезном, чем просто склад характера или индивидуальные особенности развития, и тогда, чтобы заговорить, малышу потребуется ваша помощь.

    Говорите громче, вас не слышно!

    Если ребенок к двум годам не начал говорить, его нужно обязательно показать отоларингологу, а если тот сочтет необходимым, то и сурдологу. Ведь одна из самых распространенных причин задержки речевого развития – это нарушение слуха. Нормальному формированию речи может мешать даже незначительное снижение слуха. Для подавляющего большинства родителей диагноз «тугоухость» оказывается абсолютной неожиданностью: детская психика крайне пластична, и малыш со сниженным слухом привыкает угадывать, что ему говорят, по артикуляции, мимике, жестам.

    Определить, что малыш плохо слышит, можно по косвенным симптомам: 
    – Ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения. 
    – Очень внимательно следит за мимикой говорящего. 
    – Не выполняет с первого раза простые просьбы или выполняет их неправильно. 
    – Выглядит растерянным, если замечает, что его звали. 
    – Поворачивает ухо к источнику звука.
    К счастью, большинство дефектов слуха у детей носит кондуктивный характер, когда поражены наружные органы слуха: наружное и среднее ухо, барабанная перепонка, слуховые косточки, ушные раковины. Достаточно устранить препятствие, мешающее звуку проходить по слуховому проходу, и слух восстанавливается. Самые распространенные причины кондуктивной тугоухости – это хронический отит, аденоиды 3-4-ой степени, серные пробки, инородные тела, травмы барабанной перепонки. Все они более или менее легко поддаются лечению.

    Однако существуют ситуации, когда поражаются нервные клетки, отвечающие за восприятие слухового сигнала. Иногда такие нарушения носят врожденный характер. Но если даже в первые месяцы жизни никаких отклонений врачи не обнаружили, не теряйте бдительности. Малыш может частично или полностью потерять слух, переболев гриппом, менингитом, паротитом, корью, скарлатиной. Причиной поражения слуха может стать и при-менение антибиотиков из группы аминогликозидов: стрептомицина, гентамицина. К тугоухости может привести и травма головы. К сожалению, в подобных случаях нарушения слуха носят необратимый характер.
    Значит, вам придется действовать еще активнее. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха, тем скорее врачи найдут способ затормозить прогрессирование заболевания, подберут средства коррекции и разработают программу лечения и обучения малыша, чтобы он мог полноценно развиваться.

    За стеклом

    Другая серьезная причина задержки речевого развития – детский аутизм. Причины этого заболевания до конца не изучены, на сегодняшний день можно лишь с достаточной степенью уверенности утверждать, что оно имеет генетический характер. При аутизме нарушается связь между маленьким человечком и окружающим его миром. Кроха словно живет в стеклянном дворце. Он будто бы рядом с нами, мы можем наблюдать за ним, но установить с ним эмоциональную связь практически невозможно.
     

    При этом до определенного момента родителям может казаться, что он не только не отстает в развитии от сверстников, но даже опережает их.
    Спокойный, сосредоточенный, он часами может разглядывать собственные ручки или тень на стене, рассортировывать игрушки по цветам или форме.
    Однако бросается в глаза, что он, в отличие от других детей, вроде бы и не нуждается в обществе взрослых, не спешит разделить с ними свои радости.

     И хотя такие дети прекрасно слышат, они не пытаются говорить и не воспринимают обращенную к ним речь, поскольку не только не испытывают потребности в общении, но и всячески стараются уклониться от него. Мозг такого ребенка блокирует сигналы, поступающие от органов слуха, и в результате зоны, отвечающие за речевое развитие, развиваются неправильно или перестают развиваться вообще.
    Есть уникальное свидетельство девушки-американки, страдавшей в детстве нетяжелой формой аутизма, который с возрастом удалось компенсировать. По ее утверждению, каждое обращенное к ней слово было для нее физически болезненным, как ожог или ссадина, и, пытаясь защититься от этой боли, она старалась выключить свой внутренний слух и не слышать того, что ей говорят.

    Если есть хоть малейшее подозрение, что у ребенка аутизм, обращайтесь в специализированные коррекционные центры, где опытные врачи разработают для вашего малыша индивидуальную программу коррекции, порекомендуют специальную логопедическую группу.

    К сожалению, на сегодняшний день нет ни лекарств, ни процедур, которые гарантированно излечили бы малыша от аутизма. Но это вовсе не значит, что нужно сдаваться и впадать в отчаяние. Ведь не так уж и редки случаи, когда ежедневные и ежечасные усилия родителей и педагогов приносили плоды, и маленький человек, вырвавшись из своего хрустального дворца, неожиданно начинал нормально общаться и развиваться.

    Если ленится язычок

    Нередко малыш не может начать говорить из-за проблем, связанных с дефектами речевого аппарата. Конечно, такие грубые патологии, как незаращение нёба, специалисты выявляют еще в младенчестве. А вот, например, на укороченную подъязычную уздечку могут и не обратить внимания. В этом случае решить проблему поможет несложная хирургическая манипуляция.

    Иногда причина молчания – недоразвитие и вялость мышц речевого аппарата. Тогда «разговорить» молчуна поможет артикуляционная гимнастика. 
    – Легонько надавливая пальцами, делайте массаж губ и щечек по направлению от центра губ к ушкам. 
    – Намажьте плоскую тарелку чем-то вкусным (например, фруктовым пюре) и попросите малыша облизать ее, как котенок, высовывая язычок как можно дальше. 
    – Приобретите различные игрушечные музыкальные инструменты: свистульки, флейту, губную гармошку – и научите малыша дуть в них. 
    – Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок». 
    – Очень полезно пускать мыльные пузыри. 
    – Не стесняйтесь гримасничать вместе с малышом.
    Научите его надувать щеки, высовывать язык, вытягивать губы трубочкой, покусывать губы зубами.

    Раннее развитие… или преждевременное?

    Бывает и так, что родители сами тормозят речевое развитие своих детей. Мы не говорим об извергах, которые бросают несчастных младенцев в одиночестве, не поют им песен, не рассказывают сказок. Речь идет о любящих папах и мамах, донельзя озабоченных интеллектуальным развитием своих крошек.
    Повальная мода на раннее развитие привела к тому, что родители свято уверились в необходимости учить ребенка читать раньше, чем говорить. Ведь маститые идеологи раннего развития наперебой утверждают, что мозг младенца запрограммирован на обучение, и нельзя упускать ни единого мгновения, потому что вскоре его нереализованные интеллектуальные способности начнут необратимо угасать.
    Не будем спорить с классиками. Возможности детского мозга поистине безграничны. Но «серое вещество» человека устроено так, что каждая функция должна сформироваться в определенном возрасте, когда мозг оптимально предрасположен к усвоению именно этой функции.

    С самого рождения и до двух лет у ребенка бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совсем другие зоны мозга. Если родители, движимые самыми лучшими побуждениями, начинают едва ли не с рождения активно стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана или любые другие пособия по обучению чтению, все усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться читать грудной младенец никак не может, но и нормальное речевое развитие у него затормаживается. Поэтому даже если вы сторонник сверхраннего обучения чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда малыш в полном объеме освоит устную речь.

    Кроме того, крохи, которых заботливые родители из самых лучших побуждений с утра до ночи пичкают кубиками с буквами или карточками со словами, подчас лишены живого эмоционального общения.
    А значит, не умеют использовать речь по прямому назначению – для коммуникации.

    Еще одна ловушка, которая подстерегает продвинутых родителей, – эторазвитие мелкой моторики.
    Сегодня, пожалуй, все слышали, как важно оно для развития речи. Но мало кто знает, что сначала должна сформироваться крупная моторика, которая также связана с речевыми функциями. И прежде чем играть с малышом в пальчиковые игры, учить его перебирать гречку и рис, стимулируя нервные окончания кончиков пальцев, необходимо добиться, чтобы он брал всей кистью крупные предметы (мячики, мягкие игрушки), полностью разжимал при ползании ладонь. Преждевременная и интенсивная стимуляция мелкой моторики может привести к диаметрально противоположному эффекту: задержке речевого развития, заиканию, логоневрозам.

    Искусство диалога

    Помните старый анекдот: в семье трагедия, ребенок не говорит. Ни в год, ни в два, ни в пять лет. И вот однажды, когда вся семья сидит за столом, мальчик объявляет: «Мясо не прожарено». Потрясенные родители спрашивают: «Милый, почему же ты до сих пор молчал?» – «До сих пор все было нормально!» – отвечает он.

    Шутки шутками, а ведь действительно, сплошь и рядом родители создают ситуации, когда ребенку просто незачем учиться говорить. Заботливые мама и папа с утра до ночи, кажется, только тем и заняты, что пытаются предугадать и выполнить все желания малыша. Захнычет в кроватке – его тут же берут на ручки; отодвинет капризно тарелку с кашей – перед ним, как по мановению волшебной палочки, появляется десяток яств; требовательно заноет, показывая пальчиком на полку с игрушками, – и мама кидается гадать, хочет он зайку, кубики или пирамидку.

    Бывает и так, что родители постоянно говорят с малышом, что-то рассказывают ему, поют, читают, но все это в режиме монолога. Малыш привыкает, что вокруг него постоянно звучит речь, хорошо ее понимает, но сам даже и не пытается вклиниться в бурный словесный поток.

    Для развития речевых функций сначала должна сформироваться крупная моторика. Прежде чем играть с малышом в пальчиковые игры, необходимо добиться, чтобы он брал всей кистью крупные предметы.

    Чтобы малыш начал говорить, он, прежде всего должен понять, что речь нужна для взаимного общения, для диалога. Но о каком же диалоге может идти речь, если кроха еще не умеет разговаривать? Еще задолго до того, как малыш начнет говорить, у него уже накапливается довольно солидный словарный багаж, так называемый пассивный запас. То есть кроха знает их намного больше слов, чем может произнести.

    Этим-то и нужно воспользоваться. Когда малыш явно хочет о чем-то вас попросить жестами или плачем, не кидайтесь сразу же выполнять его просьбу. Но не стоит впадать и в противоположную крайность, настойчиво требуя, чтобы кроха «сказал, чего он хочет». Ведь сказать-то он пока не умеет и, непонятый, будет горько рыдать. Лучше переспросите у малыша: «Ты хочешь мячик?» – и тут же объясните: «Надо сказать: «Я хочу мячик. Дай, мама, мячик». А мама тебе ответит: «На, Катя, мячик». Перед ключевым словом каждый раз делайте небольшую паузу. Ребенок наверняка уже знает, как называется предмет, который он требует, и сумеет мысленно воссоздать зву-ковой образ нужного слова.

    Когда будете читать малышу хорошо знакомые ему стихи или петь песенки, оставляйте такую же паузу перед последним словом каждой строки.
    Особенно важно говорить с ребенком во время игры, ведь игра – это всегда взаимодействие, она ориентирована именно на диалог. Например, во время игры в мяч попросите: «Дай мне мячик!» Дайте малышу время включиться в диалог и прокомментируйте: «Покатился мячик к маме!» Потом скажите: «На мячик! Покатился мячик к Коле!» Словом, постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы показать малышу, как здорово и интересно общаться с окружающими тебя людьми: и в игре, и в радости, и просто в повседневной жизни. И тогда, поверьте, пройдет совсем немного времени, и ваш кроха из молчуна превратится в бойкого болтунишку, беседы с которым будут доставлять вам заслуженную радость.


    С чего начать развитие речи ребенка?

    Каждый родитель желает своему ребенку только самого хорошего, и каждый хочет, чтоб у ребенка не было проблем в развитии.

    Речь – это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

    Для того чтоб ребенок вовремя стал говорить, необходимо проводить ежедневные занятия по профилактике речевых расстройств. Причем в младенческом возрасте тоже! Для этого не нужно покупать новомодные развивающие игры, т.к. в грудном возрасте самая лучшая развивающая игрушка – это любящие родители и близкие люди!

    «Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи. Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.

    Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

    Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте  c ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

    Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – cпрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

    Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течении дня.

    Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

    Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

           
    Об учреждении
           
    Учебный процесс
           
    Здоровье
           
    Педагогический состав
           
    В гостях у лета
           
    ФГОС
           
    Внимание - ДОРОГА!
           
    Внимание Родителям
           
    Почемучка
           
    Опасные окна
           
    Организация питания